Статьи О пище, или о том, как ели на Руси
Прием пищи может быть как обыденным, ежедневным, так и праздничным. У наших предков – славян принятие пищи было занятием культовым, ритуальным. Ему отдавалось очень важное место в семейной и социальной жизни. Трапеза демонстрировала иерархию в группе, и была показателем правильности перед богами и людьми, и сохраняла авторитет ее лидеров. Очередность посадки вокруг стола у наших славянских предков носила строгие черты субординации по полу, возрасту, и положению в семье или группе. Помимо этого еще было деление на правую – более уважаемую сторону, и левую – младшую. Ориентиром был глава стола, сидевший в глубине комнаты, часто – возле икон. http://vetob3or.ru/Главой стола был отец, от него и рассчитывались правая и левая сторона стола. Если отца не было, то главным становился старший женатый сын, в противном случае главной была мать. Женщина (чаще – пожилая мать или бабушка) могла тоже занимать почетное место «по правую руку» в обрядах – как кума или крестная. Хозяин же сидел обычно под образами, немного поодаль от них, чтобы оставить место для Бога, женщинам же не позволяли сидеть в «красном углу». От главенствующего по обе руки сначала садились старшие мужчины, за ними – младшие, потом женщины, те из них, кому не доставалось места, ели, усевшись на лавку или у печи, взяв тарелку в руки. Также существовала традиция, по которой по правую руку садились мужчины, от старшего до младшего, а напротив, по такому же принципу – женщины. Такое происходило еще в XIX веке. http://viro73.ru/В XVI-XVII веках русские горожанки часто накрывали мужчинам на стол, и ждали окончания застолья, сами же ели после. Оп описаниям историка Петрея начала 17 вв. «мужья не дозволяют женам обедать с собою. Обедают одни, либо с гостями, а жены в своих покоях с горничными, и мужчины не могут туда входить, окромя мальчиков, из прислуги. К концу века эти порядки еще поддерживались в домах знати. По средневековым верованиям пища – дар божий, поэтому трапеза – это обмен пищи на благодарность Богу. А хозяин застолья словно-бы от имени распоряжается за столом от имени Его, а Всевышний присматривает за правильностью всего происходящего. В народном творчестве восточных славян описано участие во время трапезы ангелов и чертей. По-христиански правильное поведение дарует благословение ангелов, а языческое, греховное – веселит чертей, и подстегивает их вмешаться. Понимание близости нечисти во время обеда поясняет многие застольные ограничения и правила. Не положено стучать ложками, ибо «лукавый радуется», а злыдни сходятся к обеду, не положено ставить ложку черпалом на миску, а ручкой – на стол, потому что нечисть заберется в миску. http://sdvginfo.ru/Тот же Петрей писал, что русские « привычны часто креститься, и не возьмут в рот кушанье или напиток, пока не перекрестятся, полагая, что кушанье или напиток будут благословлены тогда от всякого ворожения».
|
Недавно в австралийской газете The West Australian появилось сообщение об уникальном исследовании. Оно в который раз подтвердило тот факт, что белковая диета является гораздо эффективнее, нежели любимая всеми углеводная. Полезная информация |